Герб
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
межпоселенческая централизованная
библиотечная система

муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
(МБУК МЦБС МР Дюртюлинский район РБ)
Контакты
Прочие контакты
Факт. адрес
452320, Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Разила Мусина, д. 72
Юридический адрес
452320, Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Разила Мусина, д. 72

Тактильные книги в библиотеке

Для многих социально незащищенных людей книга является окном в большой мир, другом, советчиком, библиотерапевтом и врачом, а библиотека становится  центром реабилитации и общения. К сожалению, не все категории читателей могут удовлетворить свои потребности в общении с окружающим миром, получении знаний и расширении кругозора.

В недавнем прошлом нашим читателям были доступны только традиционные печатные издания, а особые категории пользователей с пониженным слухом и ухудшенным зрением не имели возможности вписываться в социум. Теперь же для особых читателей имеются не только аудиокниги с произведениями как классиков, так и современных российских и зарубежных авторов, но и литература со шрифтом Брайля. Каждый читатель с ограниченными возможностями здоровья может воспользоваться той формой чтения, которое наиболее ему доступно.

При знакомстве с историей создания шрифта Брайля открываются интересные факты. Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз, в который впоследствии попала инфекция, в результате воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика, сделав для него специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой, учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решили отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет способный юноша получил оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служил органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начал свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи. В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Чтобы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко, ослепший в 6 лет, который был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину под названием «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Постепенно рельефно-точечный метод Брайля начал использоваться в Институте: ему обучали студентов на занятиях, на нем печатали книги и ноты. Метод становился все более и более известным в Европе.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на Всемирном Конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

С 2005 года в центральной межпоселенческой библиотеке работает кабинет обслуживания инвалидов по зрению. В нашей библиотеке тоже есть такие книги!